Зачем изображали мух на картинах эпохи Возрождения

Зачем изображали мух на картинах эпохи Возрождения
  • 22.05.23
  • 0
  • 10624
  • фон:

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Классическая живопись эпохи Возрождения вызывает в основном положительные эмоции. Вспомнить жемчужину итальянского Высокого Возрождения — портрет Моны Лизы кисти великого Леонардо да Винчи. Ее взгляд приковывает многие тысячи взглядов в Лувре каждый день. Но на портретах художников северного Возрождения встречается интересная и не совсем обычная деталь. Это муха, да, обычное назойливое насекомое зачем-то изображали на картинах. - Давайте разбираться зачем.

Муха, в понимании обывателя, это что-то назойливое, мерзкое и не совсем подходящие для высокой живописи эпохи Возрождения (это 14-16 века в Европе, время между средневековьем и Новым временем). Ведь изобразительное искусство тогда переживало необычный и яркий расцвет, появилось много великих мастеров, изобретались новые стили, искусство концентрировало внимание на человеке и его внутренних переживаниях. И тут муха на серьезных картинах.

Самый наглядный (но далеко не единственный) пример появления летающего насекомого рассмотрим на картинке "Портрет картузианца", написанной фламандским художником Петрусом Кристусом. Сейчас картина выставляется в музее Метрополитен (США).

Муха ближе. Рамка тоже нарисована.

Тут муха нарисована прямо на переднем плане портрета на нарисованной рамке, да так реалистично, что хочется невольно ее смахнуть с портрета монаха (что многие и пытались сделать).  Одна из причин в том, что Кристус хоть и мало известен, но был учеником  нидерландского художника Яна ван Эйка, который считался большим мастером реалистичного портрета.

Муха на переднем плане (совместно с перспективой заднего фона) дает трехмерный объем картине в целом, портрет выглядит, как будто смотришь на монаха-картузианца своими глазами в той комнате с оранжевыми стенами.

Но и еще, это некая шалость от мастера, возможность показать свое мастерство владения тонкой кистью. Такие обманки получили собственное название "тромплёй". Есть некая отдаленная аналогия со скрытыми "пасхальными яйцами"/"пасхалками", которые добавляли и добавляют в код программного обеспечения.

Но изображение мухи могло нести и другой подтекст.

Картина: "Кардинал Бандинелло Саули, его секретарь и два географа" 1516 год

Тут насекомое сидит (нарисовано) прямо на колене кардинала, на белом одеянии. Возможно, она была добавлена уже после его кончины. Тут это скрытый символ, отсылка заложенная художником, его скрытое отношение к изображаемому на портрете лицу.

Муха — символ порчи, гниения, разложения, и даже смерти (как и череп). А с другой стороны, это изображение могло быть оберегом от злых духов, с севшей на тело мухой есть некая отсылка к около библейским рассказам, когда муха спасла Христа на распятье от очередного гвоздя. Все зависело от отношения и замысла художника.

Картина: "Портрет женщины из семьи Хофер". Примерно 1470 год

На натюрмортах все было несколько проще, муха рядом с едой символ обыденности и скоротечности всего мирского (не только цветов и фруктов, но и жизни). Эпоха Возрождения была пропитана религиозностью, поэтому такие символы и отсылки часто встречались у многих мастеров.

Картина: "Земляника и гвоздика в миске". 1620 год

Спасибо за внимание.

Источник