Старейший фестиваль новой музыки «Звуковые пути» пройдёт в Петербурге

Старейший фестиваль новой музыки «Звуковые пути» пройдёт в Петербурге
  • 14.11.23
  • 0
  • 23864
  • фон:

С 17 по 27 ноября в Санкт-Петербурге пройдет XXXIV фестиваль новой музыки «Звуковые пути», посвященный двум крупным памятным датам – 100-летию со дня рождения венгерского композитора Дьёрдя Лигети и 130 летию пионера микрохроматики Ивана Вышнеградского. Впервые в России прозвучат камерные сочинения Вышнеградского и премьерные произведения-посвящения от современных композиторов в память о Дьёрде Лигети и Иване Вышнеградском. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Организаторы – Союз Композиторов Санкт-Петербурга и АНО «МОЛОТ-АНСАМБЛЬ».

Сайт фестиваля: https://soundways.ru/

Концертные, мультимедийные и образовательные программы пройдут на трёх ключевых площадках Санкт-Петербурга – в Малом зале филармонии, Екатерининском собрании и на Новой сцене Александринского театра. Фестиваль новой музыки «Звуковые пути» – старейший форум современной академической музыки в России. Основанный в 1989 году композитором, профессором Александром Радвиловичем, фестиваль стал проводником в мир музыкального авангарда для нескольких поколений петербургских слушателей и гостей города на Неве. В 2023 году основатель Фестиваля принял решение о передаче художественного руководства композитору и директору Петербургского МолОт-ансамбля Артуру Зобнину.

В фестивале прозвучит музыка композиторов-авангардистов всех поколений – от уже ставшей классикой музыки пионера микротоновой музыки Ивана Вышнеградского до молодых петербургских авторов. В рамках проекта запланировано более 20 мировых и российских премьер сочинений Георга Хааса, Майкла Финисси, Анатолия Королёва, Светланы Лавровой, Олега Гудачёва, Артура Зобнина, Александра Радвиловича, Дарьи Маминовой и других композиторов. Самым масштабным событием станет премьера пяти мультимедийных опер «Русские писатели пишут письма» – это коллаборация авторов новой музыки и contemporary art. Молодые российские художники в сотрудничестве с режиссёром Пермского театра оперы и балета Фёдором Федотовым создадут музыкальный арт-объект, в котором мультимедийное сопровождение и инсталляции станут одним из ключевым инструментов работы с восприятием зрителя.

Образовательная программа будет включать три лекции от прозаика, сценариста и кандидата филологических наук, доцента кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ Нины Щербак, музыканта и редактора интернет-версии журнала «Музыкальная академия» Элины Андриановой, музыкального критика Александра Лаврухина.

«XXXIV фестиваль «Звуковые пути» пройдет с новой командой, и это, с одной стороны, значит, что мы сохраняем и развиваем традиции уважаемого форума, с другой – предлагаем вниманию публики новые направления. У нынешнего фестиваля несколько векторов. В 2023 году исполняется 100 лет Дьёрдю Лигети, одному из главных композиторов послевоенного авангарда. Концерт-открытие посвящен целиком его музыке – это одна из самых сложных программ, которые мы с МолОт-ансамблем делали за 11 лет нашего существования. Настоящий вызов нашей виртуозности, ансамблевым умениям и выносливости. 100-летие Лигети задает вектор фестивалю – в программе будут и пьесы-посвящения мастеру от композиторов ассоциации «Звуковые пути», и пьесы современников, которые представят ансамбль артистов Академического симфонического оркестра Филармонии. Большой концерт даст хор «Festino», где прозвучат российские премьеры современников Лигети и премьеры современных российских авторов. Дьёрдь Лигети дал импульс многим направлениям новой музыки, был одним из пионеров инструментального театра, а также электронной музыки», – отмечает художественный руководитель фестиваля «Звуковые пути» и директор Петербургского МолОт-ансамбля Артур Зобнин.

«Направление мультимедиа в нынешнем фестивале представлено особенно широко – нас ждет программа «Все флейты мира» Алексея Исаева, где композиторы сочетают звучание академических и этнических флейт с мультимедиа, сногсшибательная программа от артистов Центра электроакустической музыки Московской Консерватории «Регенерация», премьера мультимедийных опер «Русские писатели пишут письма». Отдельное место занимает концерт – марафон. Где и когда вы последний раз в Санкт- Петербурге слышали два рояля, настроенных в четверть тона? Российские премьеры пьес Ивана Вышнеградского, Георга Фридриха Хааса. Премьера пьесы Олега Гудачева, заказанная в рамках программы «Ноты и квоты». И отличный пул совсем молодых исполнителей новой музыки – недавних выпускников дисциплины «Интерпретация новой музыки», которую с прошлого года ведут в Петербургской консерватории солисты МолОт-ансамбля».